• Доступная среда

    Государственная социальная политика в отношении обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
          Министерство Просвещения Российской Федерации обеспечивает деятельность по защите прав учащихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование, созданию в школах садах инклюзивной образовательной среды.

           В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»  происходит модернизация инфраструктуры. Происходит оснащение кабинетов специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учеников с особыми образовательными потребностями, учебные кабинеты и помещения для организации качественного доступного образования (компьютерные классы, спортивные залы/залы лечебной физкультуры, учебные кабинеты химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и другие кабинеты).

          Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование.

           Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

          Доступная среда – безбарьерная среда для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в школе.
    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
    В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

    Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам.

             Среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.

             В МБОУ СОШ с. Тербуны  ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию доступной среды: осуществлены ремонт крыльца, облицовка ступеней, замена и расширение дверных групп,  произведена установка подъемной платформы для маломобильных групп. Санузлы адаптированы для детей-инвалидов. При входе в школу имеется  вывеска с названием, графиком работы, планом здания,  выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, контрастная полоса ярко- жёлтого цвета с рельефными узкими полосками.

              В школе обучены  работники, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении  различных услуг, в том числе предоставление услуги  сопровождением инвалида по территории объекта работником школы.

            Развивающая предметно-пространственная среда  в МБОУ СОШ с. Тербуны представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков. Для класса-комплекта обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью  на этапе начального образования  имеется специально оборудованный класс с необходимым дидактическим оснащением.

           В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного, слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок.

             В кабинете выделены: учебная зона  – обеспечивает место проведения занятий. Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся. Выделен уголок природы.

         Размещение кабинета в здании начальной школы позволяет обучающимся с ОВЗ общаться со сверстниками, что способствует их активной социализации.

             Для занятий физической культурой, используется  спортивный зал с необходимым оборудованием, актовый зал, открытые спортивные площадки, площадка по ПДД. Занятия ритмикой проходят в оборудованном тренажерном зале. С целью участия и погружения в культурно-массовую жизнь школы используется актовый зал.

          При организации инклюзивного образования на этапе основного общего образования обучающиеся с ОВЗ совместно со сверстниками  пользуются всем имеющимся оборудованием для организации учебного процесса. Для всех обучающихся с ОВЗ разработаны адаптированные программы учебных предметов. В достаточном количестве  обучающиеся обеспечены специальными учебниками.                     Своевременная организация коррекционного                   воздействия   является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с ОВЗ.

            В школе имеются кабинеты психолога, учителя - дефектолога, учителя- логопеда, социального педагога, которые оснащены необходимыми средствами для организации процесса коррекционной работы.

           Интерактивный  логопедический комплекс  «Антошка»оснащен более чем 250 играми и заданиями, которые предназначены для применения логопедами и дефектологами и направлены на всестороннее развитие ребенка. Помимо использования на занятиях встроенных игр и упражнений, с помощью обычной флешки можно загружать собственные задания и любые изображения – для раскраски, дорисовки, формирования пазлов. Логопедический комплекс оснащен встроенной камерой и микрофоном, позволяющими сделать занятия еще более интересными и увлекательными для детей – как при индивидуальной работе, так и в небольших группах.    Интерактивная сенсорная панель  используется для любых задач, где необходима демонстрация контента группе учащихся. Передовые технологии дают возможность учитывать игровые способности, а также общий уровень развития ребенка. Анимация, музыка, учебные пособия выводят  на новый уровень логическое мышление детей, память, внимательность, учат выражать мысли, читать и считать. 

           Социально -психолого- педагогическая служба МБОУ СОШ с.Тербуны представлена социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогами –психологами. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

             Организация сопровождения включает в себя  работу психолого -педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:
    •    проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
    •    проведение  малых педагогических советов, административных советов;
    •    ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
    •    посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    •    разработка методических  рекомендаций учителю, родителям;
    •    диагностика, коррекция, профилактика;
    •    обследование школьников  по запросу родителей;
    •    оказание психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям

    Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов                                 

    Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет)

     специально оборудованные учебные кабинеты                                                                да
    объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    беспрепятственный доступ в здания образовательной организации да
    специальные условия питания да
    специальные условия охраны здоровья да
    доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья да
    специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования да

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике